ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ И ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ УБЕЖДЕНИЯ

КАК РАСПОЗНАТЬ И ЧТО ДЕЛАТЬ?

С самого нашего рождения мы чему-то учимся, слушаем взрослым и доверяем тем людям, которые помогают нам познавать мир. С детства мы встречаемся все время с чем-то новым, а когда осваиваем это, то закрепляем эти знания, умения, навыки. Наш мозг анализирует множество поступающих сигналов. И запоминает формы реагирования. Если бы этого не происходило, мы каждый день как будто заново делали бы все эти действия.

Аналогично нами усваивались и ряд каких-то правил, взглядов, убеждений, которые нам транслировали значимые взрослые. Они говорили нам что и в каких ситуациях делать, объясняли почему, а иногда и не объясняли. И мы привыкли брать это за истину. И поступать аналогичным образом.

Мы взрослели и начинали замечать, что есть и другие взгляды, наш мир становился все шире, мы знакомились с другими людьми. И в процессе часть наших взглядов менялась, другая же часть оставалось той неизменной, заложенной когда-то давно, она не подлежала пересмотру или не была опровергнута.

Почему ты так в этом уверен? Насколько ты это проверял? Откуда у тебя это убеждение? Обращаешь ли ты внимание, что бывает по другому?

Как Вы ответите на эти вопросы?

Чаще всего Вы не сможете ответить, потому что это автоматические мысли, иррациональные установки, которые не подлежали переосмыслению. Они были приняты когда-то как данность и продолжают влиять на Вашу жизнь.

Ярче всего их можно увидеть в таких формах передачи “мудрости” из поколения поколению, как пословицы и поговорки. А есть какие-то взгляды, свойственные какой-то отдельной семье. “Папа всегда говорил, что ….”

“Бедным родился, бедным и умру”

“Всяк сверчок знай свой шесток”

“Не про нашу честь”

“Сильно не смейся, потом долго плакать будешь”

“Не жили богато, нечего и начинать”

“Где родился, там и пригодился”

“Выше головы все равно не прыгнешь”

“Лучше синица в руках, чем журавль в небе”

“Копейка рубль бережет”

И эти установки - они формируются в отношении разных сфер жизни. Из приведенных мной примеров - про достижение целей, финансовые установки и ограничения. Если Вам будет интересно поисследовать определенную тему, можете задать себе вопрос “Что я думаю по этому поводу?” и просто выписать все, что придет на ум.

 

В реальности все не сводится к легко заметным поговоркам, наши иррациональные убеждения звучат по другому, и часто в основе лежит какое-то жесткое требование к миру, у другим или к себе.

КАК ПОНЯТЬ ЕСТЬ ЛИ У ВАС ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ?

Признаки иррациональных убеждений:

  • Неистинность. Например: «Я не переживу, если не сдам экзамен».
  • Категоричность. Например: «Я должен…», «Мне должны…», «Мир должен…».
  • Связь с сильными эмоциональными проявлениями: бурные слезы или смех, яростный гнев и т. п.
  • Неэффективность (не помогает достичь цели).

Иначе говоря, иррациональные убеждения: развиваются до катастрофических размеров, например: «Я не переживу…»; включают элемент долженствования: «Я должен», «Я обязан», «Мне должны»; включают элемент оценки: хорошо — плохо; правильно — неправильно.

А. Эллис представил связь между нашим мышлением, эмоциями и поведением следующим образом:

  1. мышление и эмоции связаны.
  2. они связаны так тесно, что обычно сопровождают друг друга, действуя в круговороте отношений «причина и следствие», так что мышление превращается в эмоцию, а эмоция становится мыслью.
  3. и мышление, и эмоции имеют тенденцию принимать форму саморазговора или внутренних предложений, проговариваемых людьми про себя, которые, в свою очередь, являются или становятся их мыслями и эмоциями.

Схема взаимосвязи мышления, эмоций и поведением:

А — С — П,

где Аактивирующее событие, то есть информация, полученная из внешнего мира; Ссуждение, то есть интерпретация полученной информации и ее оценка; Ппоследствия, то есть реакция на «А», выраженная через эмоции и поведение.

Важно отметить, что информация, полученная из внешнего мира, сама по себе не определяет нашу реакцию, выраженную через эмоции и поведение. На чувства и поведение влияет исключительно наше суждение по поводу этой информации.

ЧТО ДЕЛАТЬ С ИРРАЦИОНАЛЬНЫМИ СУЖДЕНИЯМИ?

Их следует заменять рациональными и вырабатывать эффективную жизненную философию.

В таком случае схема принимает несколько иной вид:

А — С — П — Д — Э,

где Ддискуссия, спор, ведущие к замене иррационального суждения на рациональное, истинное; Ээффективная философия жизни.

Рассмотрим распространенные иррациональные суждения:

  1. Меня должны любить и поддерживать те, кто мне небезразличен, а если нет — то это ужасно. (Ошибочность этого утверждения мы подробно обсудили выше.)
  2. Когда люди поступают нечестно и плохо, они — омерзительные личности. (Здесь мы переносим оценку поступка на личность, в результате портим отношения с людьми, вместо того чтобы обсуждать возникшую проблему, говорить конкретно о ней, а не о качествах личности человека.)
  3. Это ужасно, когда дела идут не так, как я хотел(а) бы. (Речь идет о непринятии человеком произошедшей с ним жизненной ситуации, о желании сразу получать удовольствие, о непереносимости отсрочки достижения желаемого результата.)
  4. Мне следует быть осторожным и избегать в отношениях неопределенных ситуаций. (В основе суждения — страх познания нового, личных изменений и связанного с этим дискомфорта.)
  5. Я ничего не стою, если не добиваюсь успехов всегда, когда мне этого хочется, или не всегда компетентен(а). (В основе лежат убеждения: «Я должен быть совершенным», «Я должен полностью контролировать ситуацию», что, конечно же, невозможно и ведет к повышению тревожности, возникновению у человека невроза.)
  6. Мир должен быть честным и справедливым. (Претензии к миру обычно сопровождаются обидой или агрессией, которые разрушительно действуют на самого человека. Необходимо научиться принимать создавшиеся ситуации как потенциальные уроки и делать выводы, изменяясь внутренне.)
  7. У меня не должно быть дискомфорта и боли. (Это суждение уже анализировалось нами.)
  8. Я нуждаюсь в ком-то более сильном, чем я, чтобы на него положиться. (В основе лежит нежелание брать ответственность за свою жизнь на себя, несамостоятельность.)
  9. Прошлое — причина моих сегодняшних проблем. (Раз проблема есть сегодня, значит, и причину нужно искать в настоящем и находить способы и возможность ее решить).

Таким образом, ситуация, в которой мы находимся, оценивается исключительно нами. Наличие у человека проблемы означает, что его взгляд на жизнь нерационален и ему необходимо обнаружить свое иррациональное суждение и переработать в рациональное, то есть найти альтернативу и принять новую жизненную философию. Причем смена одного суждения на другое предполагает глубокое изучение проблемы, ее понимание, способность в ней разобраться, а не сводится к ее игнорированию, выбрасыванию из головы.

Автор статьи

Юлия Чекмарева

chekmarevapsychology

Яндекс.Метрика