НАВЫКИ И ЗНАНИЯ

МОЖНО ЛИ ОШИБАТЬСЯ?

Помните в годы нашего обучения в школе, учебники были действительно учебниками, то есть первоисточниками информации? Когда нам задавали писать реферат, то мы его действительно писали, а не скачивали из Интернета.
Сейчас  согласно образовательным программам ребенок должен самостоятельно искать информацию, а не только читать учебник. Всё это конечно хорошо, только переработать такой поток информации и вынести из него главное, понять, что действительно является истиной, а что ложно, крайне сложно. С этим справляются не все взрослые, а не то, что дети.
Конечно, через десять лет неизвестно, что будет происходить в образовательной среде, какой будет школа. Единственно, что понятно уже – это то, что система образования устарела и требует изменений.

Почему я решила начать именно с образования? Да потому, что дети не получают навыков, необходимых для жизни в условиях меняющейся среды обитания. Дети становятся «слабым звеном», имея огромный багаж инструментов , которые не способны применить по-назначению.

Родителей  всё больше и больше беспокоит благополучие  детей.  Наше, родительское, предназначение – это адаптировать ребенка к современному миру. Так давайте вместе сделаем наших детей успешными и великими!

В цикле статей о навыках, я буду давать различные советы и практические упражнения, которые помогут приобрести много новых и интересных навыков, в том числе и те, которым сейчас учатся и взрослые.

АНАЛИЗИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ

Итак, помните,  как нас воспитывали родители?  Банальная ситуация:  ребенок нечаянно разбил тарелку с супом, разлил все на пол.  Что делают большинство из родителей?  Верно, начинают ругать ребенка и говорят, что бы он был внимательнее.  А как быть внимательнее? Что конкретно нужно сделать ребенку, чтобы ситуация не повторялась?

По моей личной статистике только  2 родителей из 10 помогают детям осознать ошибки и дают рекомендации по недопущению ошибок снова.
Ребенок не может самостоятельно анализировать свои действия, т.к  у него нет соответствующего навыка для этого. Для того чтобы ребенок мог анализировать ошибки и не повторять их снова, необходимо достаточно долго и интенсивно тренироваться. Длительность занятий может составлять 10-15 минут в день, но вот делать их необходимо систематически.

В чём же сложность не повторять ошибку снова?


Во-первых,  ошибку надо идентифицировать. Дети не всегда могут понять, что допустили ошибку, потому что могут и не знать, как нужно делать правильно.  Например, даёте вы первокласснику  пакет со спортивной формой. Он знает, что эту форму необходимо надеть на урок физкультуры, а вот нести её домой никто не говорил или говорил, но вот в каком виде она должна быть не обсуждалось. В итоге формы нет вообще (забыта в школе) или же форма дома, но её состояние оставляет желать лучшего. Где ребенок ошибся, по мнению родителей – он не выполнил того, чего мы от него ждали. А мы озвучили свои ожидания вслух?


Во-вторых, ошибку необходимо принять как опыт. Мы ругаем ребенка за то, что он сделал, что – то не так. Но дальше ребенок боится произвести действие, чтобы оно не привело к ошибочному результату. Мы сами формируем у ребенка негативные эмоции.


В-третьих, ошибку необходимо проанализировать и по-возможности, предложить  варианты решения. Что делаем мы, родители, требуем, чтобы ошибка не повторялась. При её появлении не понимаем, в чем же такая сложность не допускать повторения ситуации снова.

Так что же предпринять, чтобы ошибки не повторялись?

Настоятельно рекомендую завести «дневник ошибок». В него ребенок, под вашим чутким руководством будет записывать всякого рода промахи, ошибки, т.е свой новый опыт.

В дневнике должны быть следующие столбики или графы: дата, суть ошибки, решения возникших после совершения ошибки проблем (действия) и выводы (чему научился).
Суть ошибки  - это не описание того, что произошло с действиями всех лиц, а краткое резюме произошедшего.  Вернемся к примеру со спортивной формой. Суть ошибки в указанном случае сводится к факту, что форма забыта и возможно даже утеряна.
Решение проблемы ребенок предлагает вам самостоятельно. Может, он будет писать себе напоминания о том, чтобы не забыть форму снова. Только нам не нужны слова, вариант решения проблемы должен быть действием, который делает ребенок. Если он решает, что пишет записку, так пусть пишет её сейчас и кладет в дневник.


Обратите внимание на выводы. Помогите ребенку признать, что ошибка научила его чему – то. Ошибка – это опыт. Ведь всем нам известна такая поговорка: «кто не работает, тот не ошибается». Чему же научила забытая в школе форма? Научила тому, что нужно проверять перед выходом со школы, не забыты ли вещи. Вещи  - это моя ценность, которую необходимо беречь.
И ещё один совет,  если ребенок постоянно что-то забывает, научите его задавать себе вопросы: "я всё взял? Что забыл?" Они помогут ребенку задуматься и вспомнить, что необходимо взять с собой.

В следующей статье я поделюсь еще несколькими эффективными упражнениями для развития осознанности и самостоятельности, а вы обязательно делитесь успехами своих детей.

Автор статьи

Юлия Логвиненко

julia86logvinenko

Яндекс.Метрика