ЛОГОПЕДИЯ

В КАКОМ ВОЗРАСТЕ И ДЛЯ ЧЕГО НАШИМ
ДЕТЯМ НУЖЕН ЛОГОПЕД?

Речевые расстройства изучаются психологами, лингвистами, физиологами, неврологами, и т.д.

 

В то же время, каждый рассматривает их с определенной точки зрения. Логопедия лечит нарушения речи с точки зрения профилактики и устранения с помощью специально разработанных программ воспитания и образования, поэтому классифицируется как специальная педагогика.

 

На мои вопросы нам ответит логопед-дефектолог Санжаревская Наталья.

КАК ПОНЯТЬ МАМЕ, ЧТО РЕБЕНКА
НУЖНО ПОКАЗАТЬ ЛОГОПЕДУ?

Если ребенку около года и при этом у него нет лепета, гуления, то это уже повод для того, что бы обратиться в первую очередь к неврологу. И уже можно обращаться к логопеду за индивидуальной консультацией и рекомендациями. Мнение, что обращаться к логопеду нужно к 4 годам, уже давно устарело и сейчас логопед с ребенком может начинать работать на самом раннем этапе развития, начиная от года.

 

Если к двум годам ребенок не говорит или в его словаре слишком мало четких и понятных слов, то это так же повод для похода к логопеду. В двухлетнем возрасте у ребенка уже должны быть в речи простые предложения и должен быть достаточно богатый словарный запас. В 2 года должны хорошо проговариваться звуки «к», «т», «г», «д», свистящие, если они уже есть. Если звуки заменяются ребенком на другие, то это тоже является показанием для посещения логопеда. Или если ребенок не понимает простейших инструкций (принеси мне то, возьми это). Еще важно увидеть, понимает ли ребенок обращенную к нему речь?

 

У многих деток в возрасте от 2,5 лет внезапно появляются запинки. Запинки — это часто повторяющиеся слоги в начале или конце слова. Запинки — это не заикание, но они где-то рядом и это тоже серьезный звоночек для похода к неврологу и логопеду.

 

В трехлетнем возрасте обращаем внимание на количество четких и ясных слов в активном словаре ребенка. Обращаем внимание на то как ребенок изъясняется. Если он говорит много, но на своем «тарабарском» языке, и понимают его только самые близкие люди. Это уже считается задержкой речевого развития. При этом обязательно нужно менять тактику речевого поведения в семье, что бы запустить речь у ребенка.

 

Если после трехлетнего возраста, у ребенка есть нарушение слоговой структуры слова — ребенок в словах пропускает или заменяет слоги. Ему с трудом даются сложные слова, двух, трех, четырехслоговые, с этим тоже работает логопед.

 

В возрасте 4-5 лет, родитель явно слышит неправильное произношение звуков у своего ребенка. Здесь обращаем внимание на шипящие звуки, свистящие к этому времени уже должны быть в норме. Если шипяще звуки дефектны, либо заменяются ребенком на другие, то это тоже является показанием для посещения логопеда. Так же в этом возрасте речь может быть не четкая, смазанная, «как будто каша во рту».

 

К пяти годам у ребенка формируется фонематическая сторона речи. Если после пяти лет ребенок путает схожие фонемы на слух, путает их в речи (при замене одной фонемы на другую получится другое слово (<д>ом — <т>ом), то обязательно стоит обратить на это внимание, т. к. у ребенка в школьном возрасте это начнет отражаться на письме.

 

В возрасте 5-6 лет, если у ребенка явное неумение правильно проговаривать окончания (во множественном числе и т.д.), неумение правильно составлять предложения, нет связной четкой речи, ребенок не умеет правильно изъясняться, нет связности предложений в тексте.

 

Ребенка в возрасте 6-7 лет, стоит в любом случае показать логопеду, для того, что бы удостовериться, что его речь готова к школе! А тем более если вы видите какие-либо трудности, то есть смысл проконсультироваться с логопедом.

 

Школьный возраст — это уже дисграфия и дислексия (нарушение письма и чтения). Это сейчас очень распространенная проблема. Т.к. не скорректировали речь в раннем возрасте. В школьном возрасте коррекция речи дается очень не легко, и что бы это предотвратить, лучше всего обратиться к специалисту, как только вы поняли, что с речью вашего ребенка что-то не ладно.

Вообще я советую консультации логопеда в определенные периоды жизни ребенка:

  • Возраст 2 лет.
  • Возраст 4-5 лет. (посмотреть звуковку)
  • Предшкольный возраст (продиагностировать насколько речь ребенка готова к школе)

 

Еще хочу обратить внимание на интонационную сторону речи. Темп речи может быть ускоренный или наоборот замедленный. Такие случаи бывают редко, но тем не менее они бывают и с ними так же нужно идти к специалисту.

 

Еще речь может быть безэмоциональная, безинтоннационная, не имеющая окраса.

И еще одно показание для похода к логопеду — повышенное слюновыделение в любом возрасте!

Если у вас в роду были люди, которые поздно заговорили, то это одна из первых причин показать ребенка логопеду!

Даже если на ваш взгляд у ребенка нет никаких речевых проблем, я советую все равно показать ребенка логопеду, в качестве профилактики, т. к. возможно вы сами не смогли определить проблему, которую увидит профессионал.

С КАКОГО ВОЗРАСТА ДЕТЯМ НАЧИНАТЬ ЗАНИМАТЬСЯ С ЛОГОПЕДОМ ИНДИВИДУАЛЬНО?

Как минимум с 2-ух летнего возраста, если есть показания. Если ребенок молчит, если говорит, но мало слов в арсенале. Многие логопеды берут деток с этого возраста по запуску речи. Речь нужно спровоцировать, активировать, что бы у ребенка появился активный словарь.

МОГУТ ЛИ РОДИТЕЛИ ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧИ САМОСТОЯТЕЛЬНО И ЧТО ИМ ДЛЯ ЭТОГО ПОТРЕБУЕТСЯ?

Если ребенку уже поставили задержку речевого развития, то это уже работа профессионала, но родитель в совокупности со специалистом будет вести работу дома, выполнять все рекомендации специалиста.

 

Если вы дома с ребенком раннего возраста, у которого в словаре мало активных слов, у которого есть задержка речи, занимаетесь каждый день и через 2-3 месяца не видите результата, то конечно же нужно идти к логопеду, скорее всего вы что-то делаете не так.

КАКИЕ БЫВАЮТ ВИДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ?

Есть 2 вида логопедических занятий:

 

  • Фронтальные занятия — это групповые занятия, которые проводятся либо в детских садах, либо в детских центрах. На фронтальных занятиях разбираются лексические темы. Например: осень, 8 марта, мебель и т. д. Работа проходит над пополнением и обогащением словарного запаса. Прилагательными, глаголами, существительными по данной теме. Тут проходит работа над грамматическим строем речи т. е. изменяются слова во множественное число, по падежам и многое другое. Помимо грамматики идет работа над фонематическим слухом, его развитие, коррекция и совершенствование. Дети учатся слышать звуки и их различать. Это очень важный момент для детей, которые готовятся к школе.
  • Индивидуальные занятия — это занятия, на которых ставится более конкретная цель, по каждому ребенку в отдельности. Первостепенная задача — это постановка звуков, которые у ребенка дефектны или отсутствуют. Тут используются логопедические инструменты и если необходимо - элементы массажа. Если у ребенка страдает грамматическая или фонетическая сторона речи, логопед работает над ней так же, как и над постановкой звуков. Если страдает слоговая структура слова, то работа проводится и по ней. Все это входит в индивидуальное занятие, как правило длится оно 30 минут. На таком занятии каждому моменту уделяется определенное время. Допустим 10 минут артикуляционной гимнастики, где разрабатывается артикуляционный аппарат, работает язык, работают мышцы языка, подготавливаются к постановке нужного звука. Дальше работа над воздушной струей (несколько минут), что очень важно для ребенка. Правильная воздушная струя помогает правильно произносить звуки. Тут все индивидуально и зависит от осложнений речи конкретного ребенка. Дальше несколько минут на массаж, если он необходим, несколько минут на грамматику, несколько минут на активное пополнение словаря если оно необходимо, либо на работу над связной речью, построением правильным предложений.

Так же в работу логопеда входят занятия по работе с мелкой моторикой как на групповых, так и на индивидуальных занятиях. Бывают еще занятия по логоритмике. Это когда темп, музыка совмещаются с речью.

ПОСОВЕТУЙТЕ ЛИТЕРАТУРУ ПО ЛОГОПЕДИИ
В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

  • Логопедическая грамматика Новиковской по возрастам — очень интересные книги на развитие грамматической стороны речи!
  • Развитие связной речи Ткаченко
  • Альбом для самых маленьких — его очень хорошо использовать родителям в домашних условиях для запуска речи у малоговорящих или не говорящих детей
  • И, конечно, большая книга уроки логопеда Косиновой — очень хорошая книга, в ней представлена артикуляционная гимнастика. Очень красочные картинки, очень интересное игровое описание гимнастики. Так же рекомендую пальчиковую гимнастику из этой книги. И в целом книга очень хорошая, информация и занятия в ней идут по нарастающей. Тут есть задания на фонематический слух, на развитие дыхания, на развитие высоты и силы голоса. Так же там много скороговорок, когда уже у ребенка поставлены все звуки можно использовать для закрепления этих звуков речи.

Автор статьи

Виктория Копытова

bekky1985

Яндекс.Метрика