КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА МОЗГА ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ

Кинезио - движение, логос-наука. Кинезиология - помогает сбалансировать полушария головного мозга, снять стресс и улучшить навыки и процесс обучения через двигательные и другие упражнения.

 

Рассмотрим, почему без движения невозможно достичь хороших результатов в учебе. Ведь мы учимся не только головой, но и телом, поэтому «сиди смирно 45 минут и смотри на доску и слушай» не даст ничего хорошего, кроме негативного отношения к учебе и стресса для ребенка.

МОЗГ И ТЕЛО НЕРАЗДЕЛИМЫ!

Мы отделяем мозг от тела, исследуя мышление и интеллект отдельно от тела. Однако важно знать, что тело играет важнейшую роль в процессе обучения и во всех интеллектуальных процессах с самого раннего детства и до старости. Научные исследования это подтверждают.

Тело выступает посредником и собирает информацию через ощущения из окружающего мира.

Несмотря на то, что наше мышление абстрактно, оно проявляется только задействуя мышцы тела, будь то письмо, чтение, разговор, создание музыки и тд. Получается, любой процесс обучения затрагивает и включает тело, и мышечный компонент. Даже если мы не всегда это отслеживаем. В процессе чтения, например, работают мышцы глаз, лица, шеи, иногда рук, пересекается средняя линия.

Мы обучаемся постоянно, и наш мозг постоянно обрабатывает массу информации, однако нейронные связи образуются, только если есть движение, если есть сенсорный опыт.

Чем богаче сенсорный опыт у ребенка с самого раннего детства, тем легче ему будет даваться процесс обучения. Необходимо давать ребенку возможность использовать по максимуму 5 органов чувств для основательного формирования схем мышления и творчества.

Игра - это единственный путь для проявления высочайших интеллектуальных возможностей человека."

Джозеф Чилтон Пирс.

Сенсорный опыт происходит через игру, тактильность, через различные упражнения.  Педагоги по всему миру подтверждают факт, что в тех школах, где используются парты-конторки, стулья из гимнастических шаров, где включаются пение, различные упражнения, пальчиковая гимнастика во время уроков процесс обучения более плодотворный и эффективный.

Идея движения для обучения не означает случайного, ничем не сдерживаемого поведения. Обучение, основанное на движении требует структурированных, целенаправленных движений в результате которых возникает такая взаимосвязь мыслей и действий, что появляется внутренняя мотивация учения.

На самом деле, всего 5 минут практики упражнений Гимнастики мозга помогает подготовить учеников к спокойному сидению за партой, внимательному слушанию и концентрации на новом материале. Упражнения также помогают эффективной интеграции нового материала в практическую деятельность.

ИНТЕЛЛЕКТ-ТЕЛО-ЭМОЦИИ

Также очень важно отметить и поговорить про эмоциональную составляющую в связке интеллект-тело. Нейрофизиологи считают, что эмоции, будучи неотделимыми от мышления, также сложным образом связаны с состояниями тела, которые, являясь частью эмоций, подпитывают и помогают определить их. Это значит, что в конечном счете мы думаем не только мозгом, а одновременно и головой, и телом. Если мы воспринимаем событие как бедствие, высвобождается нейротрансмиттер адреналин и система «интеллект-тело» отвечает серией реакций, направленных на выживание. При повышенном уровне адреналина также вырабатывается нейротрансмиттер кортизол, который снижает способность к учению и запоминанию. Если же мы воспринимаем событие как познавательный опыт и приключение, вырабатываются другие нейротрансмиттеры, такие как ГАМ К (гамма-амино-масляная кислота), ацетилхолин.

В ранние годы развития ребенка игра - почти синоним жизни. Важно не только питание, защита и любовь. Игра - основная составляющая физического, интеллектуального, социального и эмоционального развития."

Эшли Монтегю.

Во время игры, эмоциональное состояние ребенка, да что уж говорить, и взрослого находится на подъеме, мозг фиксирует это состояние и складывает в файлик памяти, связывает его с процессом обучения. В будущем к этому файлику мы будем не раз обращаться в разных похожих ситуациях. Рассмотрим на примере чтения.

Если ребенок испытывает негативные эмоции, процесс обучения будет тормозиться. Будут выключаться лобные доли, которые отвечают за процесс обучения, полушария мозга будут разбалансированы и ребенок не сможет воспринимать информацию. Поэтому важно сохранить позитивное отношение к процессу. Для этого в кинезиологии есть упражнения позитивного восприятия.

КАКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПОМОГУТ УЛУЧШИТЬ НАВЫКИ ЧТЕНИЯ?

Срединные движения для сенсомоторной координации. Навыки равновесия и движения - это первое, что осваивает ребенок, они являются наиболее важными для ощущения безопасности и стабильности. Срединные движения помогают развитию визуальных, слуховых и моторных навыков, связанных с чтением или письмом.

Дети, особенно в наше время, идут в школу совершенно без навыков работы обеими сторонами тела. У некоторых есть способности к спорту, движению, которое предполагает использование биполярного зрения на расстоянии, но и они не умеют как следует пользоваться обоими глазами, ушами, руками, полушариями мозга для такой деятельности, как чтение, когда требуется точная координация движений для работы в одной плоскости.

Развитие зрительных навыков чтения начинается со способности одновременного горизонтального движения глазами вперед и назад с пересечением середины страницы. Один глаз является ведущим и указывает на чем концентрируется внимание (содержание и значение букв и слов), а второй глаз следует за ним и следит за смыслом (для понимания контекста и структуры: звуки, фразы, пунктуация). Не смотря на то, что теоретически оба глаза могут выполнять и ту и другую функции, практически обычно один глаз является ведущим, а второй следует за ним. Стресс, который мог возникнуть в процессе обучения этим навыкам, может приводить к зрительной дезориентации. 

«Ленивые восьмерки»

 

Происходит миелинизация нейронных сетей, что способствует формированию умений, навыков.

 

Исходное положение: стоя или сидя. Вытянуть руку вперед, поднять большой палец руки на уровень переносицы, описывать «лежачие» восьмерки в горизонтальном поле видения. Следить при этом за движением большого пальца, только глазами. Начинать рисовать восьмерки нужно от центра влево вверх или от центра вправо вверх. Упражнения выполняется 8–10 раз одной рукой, затем другой и потом обеими руками одновременно, прослеживая взглядом за большими пальцами.

Перекрестные движения

 

Они активизируют оба полушария. Эти упражнения задействуют в равной степени обе стороны мозга и способствуют развитию координации движений обоих глаз, ушей, обеих рук и ног, а также балансируют центральные мышцы тела. Когда оба глаза, оба уха, обе руки и ноги используются одинаково активно, мозолистое тело, управляющее связями между полушариями, развивается лучше. Благодаря активному использованию обоих полушарий и всех четырех долей коры, улучшается функция мышления и облегчается процесс учения.

 

Касаемся локтем противоположного колена и шагаем несколько раз. На вебинаре я познакомлю с вариациями движений.

Кнопки МОЗГА

 

Для того, чтобы выполнить это упражнение, необходимо положить одну руку на пупок, а другой рукой стимулировать точки под ключицами (ямки). Рука на пупке позволяет сосредоточить внимание на центре тяжести тела. Здесь расположены мышцы, играющие важную роль в поддержании равновесия тела. Упражнение приводит в готовность вестибулярный аппарат, который активирует мозг, подготавливая его к восприятию сенсорной информации.

Автор статьи

Бехтерева Ольга

olgabelis

Яндекс.Метрика