АЛЬТЕРНАТИВА КЛАССИЧЕСКОМУ ОБУЧЕНИЮ

Какие варианты предлагает нам современный мир, расскажу на своем примере.

 

Наша семья живет на 2 страны. Теплое время проводим в маленьком поселке в Крыму, на холодные полгода уезжаем в Азию. Работа мужа связана с морем, поэтому красивые пейзажи и прибой обеспечены, детям нравится такой путешествующий образ жизни. И школьный вопрос старшего сына  вот уже второй год решаем с помощью альтернативных подходов.

В этом году он идет в 4 класс. Номинально он числится на семейном образовании в московской школе, где ребенок учился первые 2 года. В мае сдает аттестационные работы для перехода в следующий класс. Со следующего года аттестацию планируем сдавать  онлайн.

 

Предметы, которые изначально давались сыну сложнее всего, он изучает в дистанционной школе. Это русский и чтение. Такой формат предполагает виртуальный класс (обычно 6-8 человек), через виртуальную конференцию ученики из разных городов подключаются к уроку, формат которого похож на школьный: объяснение нового материала, закрепление, обсуждение, групповая работа. Учитель задает домашние задания, проверяет и комментирует их, находится в контакте с родителями, сообщая об успехах ребенка. Дополнительно индивидуально с педагогом сын занимается изучением иностранного языка. В школе сына нет оценок, по моим ощущениям это оказалось большим плюсом. Мотивация ребенка стала гораздо глубже и осмысленнее.

Вариантов дистанционных школ сейчас много. Можно выбрать на свой вкус, обучаться как всем предметам, так и выборочно. Многие школы обеспечивают прохождение онлайн-аттестаций. Формат дистанционного обучения существует не только для начальной школы, но и для средних и старших классов. Бюджет обучения различен, но в любом случае он скромнее, чем в любом частном образовательном учреждении. А учителя, работающие дистанционно – зачастую люди, влюбленные в свой предмет, увлеченные, часто тоже живущие в других странах.

Для тех, кто не готов включится в образовательный процесс ребенка глубже, дистанционный формат - самый подходящий.

Для тех же, кто хочет погрузиться в семейный формат обучения, соединяя роль родителя и наставника, может выбрать совмещенный  вариант: часть занятий дистанционно с учителем, а часть сами, по-семейному, используя дополнительные ресурсы. В нашей семье все предметы, кроме Русского языка и Чтения изучаются именно так.

 

Если ребенок самоорганизованный, будет чуть легче, если нет - потребуется время и бОльшая включенность родителя.

 

Платформ, которые можно использовать для просмотра видео уроков, сейчас множество. Часть из них работают на платной, часть на бесплатной основе. Некоторые предоставляют доступ к видеолекциям, где ребенок прослушивает новый материал, после выполняет задания, проходит тесты, которые проверяются автоматически. Лекции могут быть анимированные, интерактивные, либо классические, где учитель объясняет тему у доски. Плюсы в том, что темп и темы занятий регулируются в зависимости от усвоения материала ребенком. Задания на проверку знаний часто представлены не в виде классических задач, а в виде квестов, головоломок, заданий с юмором. Дополнительная мотивация в виде присвоения новых званий ученику, открытия бонусных уроков, любопытных фактов также усиливают интерес ребенка.

 

На платформах всегда есть электронные версии учебников, где родитель с ребенком могут самостоятельно изучать материал, двигаясь по школьной программе и без использования видеолекций.

Помимо школьной программы можно расширять кругозор с помощью подбора обучающих фильмов, документальных и научных роликов. Творческие занятия сейчас тоже без проблем можно организовать через дистанционные платформы.

 

Классическую оценочную систему мы не используем и двигаемся по программе в зависимости от того, насколько ребенок ориентируется в пройденном материале. Это развивает внимательность, ребенок чаще прислушивается к себе, нежели ориентируется на внешнюю похвалу или оценку. Составляем расписание также совместно, учитывая интересы и склонности самого ребенка.

 

Для поддержки родителей, выбирающих формат семейного и дистанционного обучения, есть множество семинаров, вебинаров и форумов, где можно получить поддержку, совет и самим поделиться накопленным опытом.

Подытожив, хочу выделить плюсы, которые я открыла для себя с переходом на дистанционно-семейный формат обучения:

  • более глубокая мотивация, ребенку интересны именно сами знания. Если подача материала неподходящая или скучная, то можно выбрать альтернативу, где будет и интересно и познавательно
  • гораздо меньше времени занимает сам процесс обучения. Нет необходимости возвращаться к урокам, домашним заданиям во второй половине дня, при этом уровень и глубина знаний не уступают школьным
  • приемлемая стоимость обучения, возможность проходить аттестации онлайн
  • увлеченные люди, преподаватели, создающие образовательный контент, сейчас в онлайн-формате их гораздо больше, чем в классических школах
  • гораздо более глубокое взаимодействие родителя и ребенка, понимание его интересов, склонностей, направленностей, чем при классической школьной схеме

Ну и немного о минусах:

  • общение со сверстниками организуется во внешкольное время, т.к. общения онлайн с учениками в классе явно недостаточно
  • важно, чтобы родителю и самому была близка тема образования, иначе результат (а точнее процесс) не оправдает ожиданий.

Ниже список платформ и курсов, с которыми я соприкасаюсь лично и могу рекомендовать для альтернативных форм обучения:

  • РЭШ Российская Электронная школа – бесплатные онлайн уроки и проверочные задания для самостоятельного изучения школьной программы
  • Интерурок – платная платформа с лекциями и электронными версиями учебников
  • Умназия – прекрасный тренажер по разным предметам школьной программы, с регулярными олимпиадными заданиями
  • Платформа Учи.ру – множество интерактивных заданий по всем школьным предметам +олимпиады
  • YouTube-канал Дети и Наука (CHILDRENsiense) - чудесные бесплатные уроки по окружающему миру, дополнительные материалы по математике, физике и другим наукам
  • Фоксфорд – объемная образовательная программа, больше для средней и старшей школы
  • Мобильное электронное образование

И многое многое другое!!

Ну и самое последнее: это не страшно!

Автор статьи

Екатерина Санфирова

katrin_sanfirova

Яндекс.Метрика