РАБОТА ОПЕРАТОРА КАК ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА

Работа оператора является одной из самых сложных, ведь именно он отвечает за передачу игры актеров, цветового решения картины, постановку света, расположение предметов и людей в кадре, нужный ракурс, реализация стиля, расстановку акцентов по мере изменения настроения и динамики картины и, конечно, оператор играет свою роль в создании спецэффектов.

 

Над картиной может работа целая группа операторов, нередко в титрах к фильму вы можете заметить «ассистента оператора», «оператора комбинированных съёмок» и других. Конечно, все зависит от масштабов картины. Работа оператора высоко ценится в киноиндустрии, каждая престижная премия чествует ежегодно лучших представителей данной профессии.   

Например, в этом году в Каннах престижной награды за достижения в операторском искусстве Pierre Angénieux ExcelLens in Cinematography удостоился Эдвард Лахман. Вы его знаете по фильмам «Эрин Брокович»(Erin Brockovich,2000), «Сладкий ноябрь»(Sweet November, 2001) и другие.

 

Для того, чтобы оценить вклад операторов в создание фильма, мы предлагаем вам посмотреть тройку лучших за последние годы.

«БЕГУЩИЙ ПО ЛЕЗВИЮ 2049» (Blade runner 2049,2017)

У Роджера Дикинса, со времён «Побега из Шоушенка»(The Shawshank Redemption, 1994), было 14 номинаций и одна победа на Оскаре именно за этот фильм. 

 

Следует обратить внимание:

 

на панорамы с высоты птичьего полёта, на освещение и использование воды в формировании мира будущего, на сохранение стилистики оригинального фильма. Известно, что большинство съёмок проходило в павильонах, но некоторые здания вполне узнаваемы, так например, заброшенный отель Лас-Вегаса это здание бывшей телевизионной студии в центре Будапешта.

 

«ЛА-ЛА-ЛЕНД» (La La Land, 2016)

К слову, Линус Сангрен никогда ранее не работал над мюзиклами, поэтому данная картина стала для него «вызовом».

 

Следует обратить внимание: 

 

на локации Лос-Анджелеса, где многие сцены были сняты с одного дубля, на открывающую фильм сцену на магистрали, которая для создателей оказалась самой сложной(создатели даже задействовали кран с камерой). Интересно то, что многие сцены режиссёр Дэмьен Шазелл сначала снимал на свой IPhone, чтобы показать, какой результат он хочет видеть в кадре.

 

«ВЫЖИВШИЙ» (Revenant, 2015)

Эммануэль Любецки - первый в истории оператор, получивший три Оскара подряд. Свою работу над «Выжившим» Любецки назвал «самым суровым и тяжёлым испытанием».

 

Следует обратить внимание:

 

в первую очередь на контрастирующие съёмки общего плана природы и крупных планов людей.

Фильм снят в хронологическом порядке, а значит мы не увидем киноляпов с меняющейся на протяжении фильма длиной волос, количеством морщин и т.д., также мы не увидим одну и ту же сцену в разных световых условиях, т.к. все сцены были сняты без созданных в павильоне декораций при естественном освещении( даже ночью) и практически без использования зеленого экрана.

РЕКОМЕНДУЕМ ТАКЖЕ

«БЁРДМЕН» (Birdman, 2014)

Эммануэль Любецки

«БЕЗУМНЫЙ МАКС. ДОРОГА ЯРОСТИ» (Mad Max: Fury Road, 2015)

Джон Сил

автор статьи Лидия Чернова